Отсутствие сна и еды — главные условия для выхода Белоруссии из кризиса.
«Никаких расслабонов!»
С каждым днем в разных странах появляются все более радикальные способы борьбы с экономическим кризисом. Но Белоруссия, судя по всему, уже ставит рекорды в такой радикальности — на днях президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что «ради сохранения производства в стране белорусы должны работать сутками, не спать и не есть».
Во время своего ежегодного послания батька всех белорусов просто таки негодовал. «Мне все чаще приходит информация, что люди готовы жить в Белоруссии как в собесе. Белоруссия - не институт социального обеспечения, когда хочу - работаю, хочу - нет. Так не будет», - жестко подчеркнул г-н Лукашенко.
Белорусский лидер уверен - модель белорусской экономики доказала свою состоятельность и эффективность. Почему, спросите вы? А все просто — по словам Лукашенко, в условиях кризиса западные страны начали заниматься госрегулированием, которое схоже с госрегулированием в Белоруссии. Именно благодаря этому Белоруссия последней вошла в мировой финансовый кризис, и поэтому должна первой из него выйти, уверен «белорусский батька».
Как бы мы не относились к одиозному политику, но он во многом прав - первая волна мирового кризиса осенью 2008 года зацепила Белоруссию меньше, чем другие страны, так это государство в течение последних лет оставляло свою экономику закрытой для иностранных финансовых потоков.
Хотя такой закрытый подход все же не смог уберечь страну от последствий 1-й волны - как и многие другие страны мира, Белоруссия значительно зависит от потоков экспорта и импорта. И в условиях экономического кризиса спрос на продукцию белорусских предприятий начал сокращаться семимильными темпами. А отсутствие экспорта = отсутствию валютных притоков в белорусский бюджет, что ставит под серьезную угрозу казалось бы незыблемые позиции самого Лукашенко как внутри страны, так и за ее границами.
Просто без экспортных долларов становится невозможными две очень важные вещи - поддержка высокого уровня социальных выплат внутри страны, и оплата российского газа. То есть, с одной стороны начинает резко уменьшаться лояльность населения страны к действующей авторитарной власти, которая подпитывалась социальными подачками. А с другой — под угрозой оказывается внешняя независимость Белоруссии как государства, поскольку без оплаты российского газа она теряет возможность разговорить с РФ с позиции сильного независимого потребителя, чем не единожды пользовался товарищ Лукашенко.
Официальный Минск понял это достаточно быстро - в конце 2008-го Белоруссия попросила кредиты у МВФ и Венесуэллы, чтобы восполнить большие бюджетные дыры. Но тут оказалось не все так просто — денег стране дали, но не просто так, а серьезно ударив по ее же валюте - в начале 2009 года в Белоруссии была проведена сильнейшая девальвацию местного рубля, что являлось обязательным условием для получения денег от Международного Валютного Фонда.
Таким образом, Лукашенко вроде бы и получил деньги для социальных выплат и оплаты российского газа, но вместе с тем покупательная способность простых белорусов очень сильно упала. Что неминуемо сказалось на уровне поддержки действующей власти...
К черту импорт!
Именно поэтому так зол в последнее время г-н Лукашенко, что и выливается в заявления типа «ради сохранения производства в стране белорусы должны работать сутками, не спать и не есть». Политик отчетливо понимает — еще немного и белорусская экономика остановиться полностью, а тогда он может запросто потерять свой многолетний пост.
Поэтому он активно продолжает искать натуральные и искусственные способы сохранения бюджета на дееспособном уровне. В результате, параллельно поиску новых всевозможных кредитов, в стране началось резкое сокращение госстрат и инвестиционных программ.
Кроме того, белорусское правительство пытается стимулировать (заставить) отечественные магазины брать на реализацию только отечественные товары, и отказаться от импорта. Таким образом, легкая и пищевая промышленность может оказаться палочкой-выручалочкой бюджету. По словам замминистра торговли Михаила Свентицкого, его ведомство активно разрабатывает комплекс мер по увеличению доли белорусских товаров на внутреннем рынке.
«В торговой сети присутствует много импорта, без которого вполне можно обойтись. Это, например, минеральная вода, безалкогольные напитки, майонез, маргарин и другие», - заявил чиновник. Следует напомнить, что ограничить распространение импортных товаров белорусские власти пытаются с начала 2000-х годов. Одной из последних мер стало составление списка товаров, импорт которых Министерство торговли считает «необоснованным». В этот перечень уже вошли йогурты, сыр, творог, конфеты, макароны, пельмени, майонез, мороженое и пиво, а также велосипеды, телевизоры, часы и мебель.
В профильном министерстве пока «клятвенно» заявляют, что об официальном запрете на ввоз эти товаров речь не идет. Вместе с тем, по сообщениям оппозиционной прессы, чиновники на местах получили указание пересмотреть договоры аренды складских помещений с компаниями, которые занимаются «необоснованным импортом».
Такой вот авторитарный белорусский рецепт борьбы с кризисом получается. Интересно, поможет ли он Лукашенко?