В большинстве стран мира и во всех без исключения европейских странах приблизительно половина рынка труда приходится на женщин. Поэтому ситуация, когда одна из представительниц трудового коллектива оказывается в «интересном положении» не является чем-то необычным для большинства крупных предприятий. Законы позволяют женщине уходить в оплачиваемый отпуск по беременности за 70 календарных дней до предполагаемой даты родов. То есть, как минимум, полгода будущая мама будет ходить на работу, если не пожелает взять отпуск за свой счет. При этом находится немало и тех, кто работает вплоть до последних недель или даже дней перед родами.
Таким образом, в течение очень продолжительного времени беременная женщина продолжает работать на своем обычном месте. И в этих обстоятельствах есть ряд нюансов, о которых следует знать как ей самой, так и ее работодателю.
Во-первых, едва станет известно о беременности, нужно посетить врача. Об это знает каждая женщина. Но для работающей дамы это необходимо не только в сугубо медицинских целях, но также и для того, чтобы получить справку о беременности. Этот документ несколько меняет формат взаимоотношений между сотрудницей и ее работодателем.
Во-вторых, после того, как данная справка будет предъявлена, работодатель теряет право отправлять беременную сотрудницу в командировку, принуждать ее соблюдать дресс-код, если рабочая одежда стесняет движения, заставлять работать по ночам или во вредных условиях.
В-третьих, как было сказано в начале, оплачиваемый отпуск по беременности можно взять лишь за 70 дней до родов, а короткий рабочий день для беременных законом не предусмотрен. Однако на практике всегда можно в любой момент уйти на больничный. Врачи предпочитают перестраховываться и беременным выписывают больничные при минимальном наборе жалоб. Таким образом, у будущей мамочки есть реальный козырь для торга с работодателем: короткий рабочий день или оплачиваемый больничный. Учитывая, что уволить беременную в нашей стране совершенно нереально, начальство охотно согласится на предоставлении сотруднице более свободного рабочего графика. Разумеется, это может создать определенные проблемы во взаимоотношениях с начальством, но здоровье женщины и ребенка в любом случае важнее.
В-четвертых, освобождение от вредного труда — понятие достаточно растяжимое. Например, это может означать, что сотрудница магазина больше не может всю смену стоять на ногах за прилавком. И если по каким-то причинам работодатель не может сделать условия труда менее вредными, или переставить сотрудницу на другой участок работы с более щадящими условиями, то он всё равно обязан освободить ее от прежних вредных для беременной условий работы. При этом такой временный простой всё равно полностью оплачивается.